воскресенье, 5 апреля 2009 г.

Саммит "двадцатки" не стал провальным. Уже неплохо

На Лондонском саммите страны "двадцатки" приняли решение спасать мировую финансовую систему от краха новыми денежными вливаниями. Сумма поддержки внушительная - $5 трлн до конца 2010 г. На данном этапе через международные институты развития будет выделено $1,1 трлн, основную часть этих средств получит Международный валютный фонд в виде $250 млрд от стран-членов фонда, а также $373 млрд за счет эмиссии $250 млрд SDR (специальные права заимствования МВФ) среди своих акционеров. Кроме того, при необходимости МФВ сможет привлекать долговое финансирование.

В итоговом коммюнике саммита сообщается, что выделенные средства пойдут на оживление мировой торговли, усиление надзора за финансовой системой, борьбу с "налоговым раем", повышение контроля за деятельностью кредитных рейтинговых агентств и помощь бедным. Правда, "двадцатка" пока окончательно не определила параметры и механизмы предоставления помощи. Более того, МВФ и ВБ еще сами будут реформированы, но, увы, не так кардинально, как хотелось бы некоторым. К январю 2011 г. МВФ должен завершить реформу голосов и квот, согласованную в апреле 2008 г., аналогичных шагов ждут и от Всемирного банка. В целом определенный в ходе встречи в Лондоне комплекс спасительных мер совместно с индивидуальными антикризисными мерами каждой страны участники саммита окрестили "глобальным планом восстановления беспрецедентного масштаба".


Президент России Дмитрий Медведев в своей оценке итогов саммита президент был более сдержан. "Мне бы хотелось сказать, что это перелом, но как ответственный человек я так говорить не буду", - сказал он на пресс-конференции в Лондоне. По его словам, принятые в ходе встречи решения позволят лишь "залатать бреши", которые возникли в финансово-кредитной системе и в мировой экономике в целом, и не более. В свое время саммит G-20 в Вашингтоне также расценивали как "шаг в правильном направлении". Тогда, осенью 2008 г., страны "двадцатки" также готовились к большой работе по новому мироустройству, заявляя о том, что в будущем нас ждут большие перемены. Судя по итогам Лондонской встречи, это будущее не так близко.

Изначально, судя по предварительным тезисам к апрельскому саммиту, опубликованному на сайте президента, у России были большие планы на эту встречу. Но за день до саммита РФ отреклась от, пожалуй, самой интересной части своих предложений и уже не настаивала ни на реформе Международного валютного фонда, ни на отказе от доллара как мировой резервной валюты в пользу SDR , ни на обсуждении вопросов энергобезопасности, ни на особой роли БРИК в кризисе. Причина отказа проста, говорят аналитики. Россия поняла, что ключевые страны G-20 не собираются ее поддержать, а быть единственным в поле воином стране не захотелось, формат дискуссии не тот. "Большинство предложений были пустой пропагандой в расчете на восторженную патриотическую молодежь. И потому их лучше самим снять заранее, чем получить отлуп уже на официальном уровне. Туда люди приехали не лозунгами обмениваться, а серьезно ругаться по серьезным вопросам", - заметил политолог Дмитрий Орешкин в ходе он-лайн конференции "Встреча президентов России и США: есть контакт?"

И все же определенный успех Лондонский саммит имел, главным образом потому, что хотя бы не стал провальным. "Встреча большой восьмерки с номинальным участием Китая, Индии и еще нескольких стран переросла в равноправное участие всех двадцати государств, а заключительное коммюнике саммита свидетельствует о разнообразности подходов к урегулированию кризиса", - полагают в Альфа-Банке. Аналогичного мнения придерживаются и в ИК "ITinvest". Помимо этого, главный аналитик компании Александр Потавин обращает особое внимание еще и на решение ввести строгий наднациональный контроль над мировыми финансами. "Ни один финансовый инструмент, ни один участник рынка в будущем не останутся без системы контроля, учета и регулирования... По сути это лишь расширяет дорогу для притока инвестиционного и спекулятивного капитала на сырьевые рынки, а также фондовые рынки развивающих стран, имеющих высокую норму доходности", - отмечает он.

Однако стоить вспомнить, что масштаб обсуждения ставился в заслугу саммиту еще априори. Что же касается перспектив воплощения итоговых решений встречи в жизнь, то тут у многих экспертов и вовсе большие сомнения. "В коммюнике можно записать что угодно, как говорится, "бумага терпит", а значит, очень рано хоронить "либеральную модель капитализма", - говорят аналитики ФГ "Калита-Финанс". - Да, обсуждался вопрос контроля над оборотом структурных деривативов, возможного надзора банковской системы, но проблема в том, что об этих темах не говорили на уровне конкретных конструктивных решений".

А все же после саммита есть чему порадоваться, по крайней мере, Европе, считают в НБ "ТРАСТ". "Двадцатка" не приняла никаких конкретных обязательств относительно дополнительного фискального стимулирования. Все новые денежные вливания пойдут, в том числе, и через МВФ, что не может не радовать Старую Европу, крайне заинтересованную переложить ответственность за спасение бедствующих восточноевропейских экономик на плечи международной организации. Также Европа добилась того, чтобы ключевое внимание было уделено регулированию и созданию наднационального надзорного и регулирующего органа (FSB), против чего возражали США. Впрочем, как бы Николя Саркози ни ликовал по поводу достижения принципиального компромисса в области жесткого регулирования мировых финансовых рынков, никто в ближайшей перспективе по-прежнему не сможет контролировать деятельность американских гипербанков кроме самих Штатов, уверяют в "Калита-Финанс".

Стоит выделить и еще один важный момент. По мнению аналитиков "ТРАСТа", разногласия относительно взаимодействия развитого и развивающегося миров в ходе саммита устранить так и не удалось. Китай, на который возлагались большие надежды в антикризисной борьбе, согласился перечислить в МВФ лишь $40 млрд. Возможно, рассуждают эксперты, Поднебесная намерена помогать и больше - после увеличения веса своего голоса в МВФ. Но пересмотр голосов состоится лишь к январю 2011 года, и есть надежда, что к тому времени кризис может утихнуть. Кстати, другая страна, которая также могла бы сделать весомый вклад в общее дело - Саудовская Аравия - также осталась в стороне. "В общем, у нас складывается впечатление, что развитые страны отказались немедленно предоставить больше рычагов развивающимся странам, отложив этот вопрос на потом, и в результате закономерно не получили от развивающихся стран той помощи, на которую рассчитывали", - заключают аналитики банка.

Итак, Лондонский саммит завершен. Красивые слова сказаны, услышаны... Теперь начинается самое трудное - подтвердить их делами. Пока это слабо получалось, говорит начальник аналитического отдела ФЦ "Инфина" Александр Иванищев. Сейчас общий настрой на рынке, по его словам, можно определить кратко - надежды и иллюзии. "Отличительная черта этой фазы (она же и ее главный риск) - растущий спрэд между ожиданиями субъектов и реальным состоянием экономики. Поступающая экономическая статистика только сейчас стала актуализировать то, на что закладывался рынок прошлой осенью, и, как выясняется, рыночные оценки тогда оказались чрезмерно преувеличенными. Возможно, таковыми окажутся они и сейчас", - резюмирует он.

Комментариев нет: